В России около ста малых и крупных населенных пунктов, название которых связано с именем Святой Троицы: Троицк, Троицкое, Троицкий, Первотроицк, Новотроицкое, Новотроицк, Верхнетроицкое, Троицкий Посад… История каждого из этих названий уникальна, но большинство из них обязаны своим появлением православному храму, освященному в честь Святой Живоначальной Троицы и, возможно, уже не существующему и забытому.
Поселок Новотроицк, входящий в состав города Балея, мог бы гордиться тем, что его названию уже больше 200 лет. А появилось оно после того, как в начале 1780-х годов жители ундинских деревень Кибиревой, Буториной, Каменской, Среднего Галгатая, Нижнего Галгатая, Матусовой и Семеновой приняли решение построить собственную приходскую церковь. Большой удачей можно считать то, что в Государственном архиве Забайкальского края сохранился фрагмент «доношения», составленного 29 апреля (10 мая по н.ст.) 1783 года, в котором жители деревни Кибиревой и близлежащих деревень выразили готовность построить церковь на собственные средства — «своим коштом», как обычно называли это в XVIII веке. Местом для новой церкви была выбрана деревня Кибирева, в то время имевшая 41 двор.
Кроме строительства церковного здания, просители также взяли на себя покупку необходимых предметов церковного обихода и обеспечение приходского священника и причетников хлебом и «прочим довольствием». Вот как это было изложено в оригинале «доношения»:
«…А как по построении и действителном совершении все потребные необминуемые для церковно и священного служения вещи исправить имеем же всио своим кочтом, дабы нивчем нимало нимогло последовать какой остановки. Также и определенных для священно служения и исправления духовных и мирских треб парахиалного священика и причетников ругою и протчим довольствовать имеем, на основании таком же, как и в предписанных приходах обращающияся получают во всем безпрепяственно… Того ради Городищенской приказной избы сим покорнейше представляя, просим, чтоб повелено было по обещанию и согласию общему нашему в предписанной деревне Кибиревой о строении церквии, с прописанием подлежащих обстоятелств, представить на главное куда надлежит расмотрение со испрошением в резолюцию указного повеления, и на сие наше доношение учинить милостивую резолюцию…» (ГАЗК, ф. 282, оп. 1, д. 48)
А вот имена просителей: купец Василий Коробейников, купец Афанасий Губкин, крестьяне деревень Кибиревой, Буториной, Каменской, Среднего Галгатая, Нижнего Галгатая, Матусовой и Семеновой — Семен Чёшкин, Иван Кузнецов, Степан Кибирев, Никита Белявин, Тимофей Баранов, Петр Золотарёв, Иван Кабаков, Роман, Даниил и Матвей Ташлыковы, Максим Петухов, Юда, Харитон и Иван большой Чупровы, Матвей Соловаров, Кирилл Кожевников, Гавриил Ташлыков, Афанасий Макарьев, Елизар, Тимофей и Иван Чупровы, Федор Баранов, Евстафий Шишкин, Яков, Алексей и Степан Чупровы, Максим и Александр Ташлыковы, Мануил Паршин, Иван Баранов, Гордей Дьячков, Дмитрий Кибирев, Семен Золотарёв, Андрей Нечаевский, Степан Кузнецов, Иван Пахотный, Тимофей Налимов, Никифор Золотарёв, Козьма Баранов, Тит Кибирев, Василий Лапин, Ларион Кафтанчиков, Прокопий Кибирев, Дада Петухов, Лев Сверкунов, Яков Русанов, Семен Кибирев, Прокопий и Петр Барановы, Ефим Кибирев, Савва Золотарёв, Григорий Супретков, Корнил Переводчиков, Федор и Трофим Кибиревы, Антон Шарыпов, Козьма Сверкунов, Фадей Тренёв, Прокопий Шипицын, Максим Кибирев, Иван Шадрин, Василий, Максим, Прокопий, Дмитрий, Ефим и Прокопий Белокрыловы, Петр, Зотей, Корнил, Федот, Петр и Яков Кибиревы, Онисим, Илья, Григорий и Тихон Белокрыловы, Иосиф Токмаков, Петр Усов, Логин Баранов, Степан Екимов, Максим Дутов, Иван и Козьма Барановы, Филипп Нижегородцев, Иван Кузнецов, Андрей Зимин, Захар Божедомов (ГАЗК, ф. 282, оп. 1, д. 48).
«Доношение», судя по содержанию, купцы и крестьяне подали в Городищенскую приказную избу, но оно было довольно быстро передано в Духовное правление. 7 августа (18 августа н.ст.) 1783 года в деревне Кибиревой заложили деревянную церковь во имя Святой Троицы с приделом Святых Праведных Устюжских Чудотворцев Прокопия и Иоанна, и к концу лета следующего 1784 года двухпридельный храм уже был построен. Благословение на освящение придела Святых Праведных Прокопия и Иоанна было дано 11 октября (22 октября н.ст.) 1784 года, а освящение главного придела во имя Святой Троицы состоялось намного позже — в 1792 году (Материалы для биографии Преосвященного Михаила I-го (Миткевича) // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1886. № 46).
Так деревня Кибирева в конце XVIII века стала Новой Троицкой слободой. И хотя в церковных документах храм еще долго — почти до середины XIX века — называли Кибиревским, селение же стало неизменно именоваться Новотроицким.
Непонятно, откуда взяли цифру для недавнего праздника Новотроицка — 286 лет (в сентябре 2022 г.) — этот вопрос мне задал уроженец Новотроицка профессор Иркутского госуниверситета Алексей Тихонович Корольков. Мне тоже пока неясно происхождение этого «праздника» — думаю, что должен быть какой-то архивный документ 1736 года, согласно которому, впервые начали упоминать деревню Кибереву. Его кто-нибудь видел?
Ташлыкова, В. «Казаки — русские люди…» // Балейская новь. — 2011. — № 21. (фрагменты, качество какое есть)
https://luzginal.livejournal.com/39569.html